Вице-президент МОО «МАП» Олег Матюнин выступил 16.05.2023 на круглом столе «Блоги, налоги и дробление бизнеса. Часть первая, уголовная», организованном командой Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, с докладом о нарушениях специального порядка возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.
Согласно официальным ответам ГСУ СК России по г. Москве на запросы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве на основании материалов, направленных налоговым органом в порядке п. 3 ст. 82 НК РФ, возбуждено: с 09.03.2022 по 31.12.2022 — 13 уголовных дел (из них по ст. 199 УК РФ – 8, по ст. 199.2 – 5); в 1 квартале 2023 года — 10 уголовных дел (из них по ст. 198 УК РФ - 2, по ст. 199 УК РФ - 6, по ст. 199.2 УК РФ – 2). Итого 23 уголовных дела возбуждено в обход специального порядка передачи материалов налоговым органом в следственный орган, установленного в п. 3 ст. 32 НК РФ.
Такая практика не основана на действующем законодательстве, считает Олег Матюнин:
«Ситуация вокруг этого вопроса парадоксальна. Почти все имеющиеся у нас официальные ответы ФНС, СКР, Генеральной прокуратуры, а также проект Приказа Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере» подтверждают, что в соответствии с частью 1 статьи 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в порядке части 3 статьи 32 НК РФ). Но дальше этой констатации пока никто не пошел. В реальности нужно что-то решать с уже возбужденными уголовными делами, подчеркиваю — возбужденными в обход установленного порядка».
Дискуссия на круглом столе позволила экспертам увидеть недоработки в Федеральном законе от 09.03.2022 № 51-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Пункт 3 статьи 32 НК РФ, регламентирующий передачу в следственный орган материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 198-199.2 УК РФ, требует от ИФНС не просто передавать материалы в органы расследования, а строго соблюдать стадийность налогового процесса и установленные сроки. Передавать материалы можно только после вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Первая недоработка заключается в том, что действующий специальный порядок передачи налоговым органом материалов в следственный орган, изложенный в пункте 3 статьи 32 НК РФ, совершенно не затрагивает ситуацию, когда по итогам налоговой проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности. Такая ситуация не означает отсутствия признаков налогового преступления и может возникнуть, когда срок давности привлечения к уголовной ответственности еще не истек. Однако сейчас для такой ситуации просто нет процессуальной нормы в налоговом законодательстве – на практике применяется статья 82 НК РФ.
Вторая недоработка — избыточность списка налоговых преступлений, подпадающих под особый повод для возбуждения уголовного дела, закрепленный в части 1.3 статьи 140 УПК РФ и взаимосвязанном с нею пункте 3 статьи 32 НК РФ. «Лишней» оказалась статья 199.2 УК РФ, т.к. в ней криминализовано самостоятельное преступление, доказательственная база которого формируется за рамками материалов налоговой проверки и производства по делу о налоговом правонарушении. Строго соблюдая отмеченные выше взаимосвязанные требования статей 140 УПК РФ и 32 НК РФ, возбудить уголовное дело по статье 199.2 УК РФ можно далеко не во всех случаях.
«Исправить положение можно разными средствами, — завершая выступление, сказал Матюнин, — моя команда использует любую возможность это сделать: мы предложили депутатам уточнить соответствующие формулировки УПК и НК РФ, обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой подробно разъяснить нижестоящим прокурорам, как следует реагировать на факты применения статьи 82 НК РФ в процедуре возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Мы также вышли с инициативой включить в совместные разъяснения Генеральной прокуратуры, ФНС и СКР четкую позицию о недопустимости использования общего порядка возбуждения уголовных дел с применением «маскировки» в виде факта передачи материалов в следственный орган налоговым органом».
Дискуссия помогла четко сформулировать новую, более корректную редакцию части 1.3 статьи 140 УПК РФ. В ней, по мнению Олега Валерьевича, вместо общей отсылки к налоговому законодательству должны быть отражены два правила.
Первое: если по итогам налоговой проверки вынесено и вступило в законную силу решение о привлечении к налоговой ответственности, то материалы передаются в следственный орган в порядке, установленном пунктом 3 статьи 32 НК РФ.
Второе: если по итогам налоговой проверки вынесено и вступило в законную силу решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности (в связи с истечением срока давности), но при этом факт правонарушения установлен, то материалы передаются в следственный орган в порядке, установленном пунктом 3 статьи 82 НК РФ.
Также в ходе обсуждения сформировалось мнение о целесообразности исключения упоминания статьи 199.2 УК РФ из части 1.3 статьи 140 УПК РФ и пункта 3 статьи 32 НК РФ.
Вместе с тем Олег Матюнин подчеркнул, что, по его мнению, уголовные дела о налоговых преступлениях, возбужденные после вступления в силу Федерального закона от 09.03.2022 № 51-ФЗ в нарушение требований пункта 3 статьи 32 НК РФ, должны быть прекращены.